Один из главных моментов при оценке бизнес-модели какой-либо компании — это монетизация. Отталкиваясь от этого можно понять стратегию, цели и проблемы компании. В случае с фейсбуком таким образом можно понять, зачем он приобретает различные стартапы (ватсап, инстаграм и т.д.) и с какой целью придумывает всякие инициативы типа бесплатного интернета или Либры.

Главный источник прибыли фейсбука — это реклама, и в этом плане ему нет равных: у него 2 миллиарда пользователей, среди которых можно с максимальной точностью найти свою целевую аудиторию. У фейсбука есть детальная инфа на каждого из них — начиная от возраста/пола/географии заканчивая интересами и поведением. Чтобы создать твой цифровой портрет, используется контент который ты лайкал или читал (причем не только на самом фейсбуке), покупки, приложения на телефоне и т.д. Это помогает бизнесам таргетить нужных пользователей и получать максимальную конверсию с рекламных кампаний.

Таким образом, товар, которым торгует фейсбук — это мы, пользователи. И здесь возникает главная проблема — по вышеописанной причине компания часто попадает в скандалы, связанные с приватностью пользователей либо неэтичным таргетингом, поэтому многие ему не доверяют и уходят на другие соцсети. Остаются в основном старпёры и неактивные пользователи. Для успешной соцсети, чтобы выжить, важно присутствие молодой и активной аудитории.

Проблема статистики

Если посмотреть на статистику фейсбука, то количество юзеров у него только растет и не собирается падать.

Но это как посмотреть. На самом деле основной рост наблюдается среди юзеров из отсталых стран — Индия, Африка, Азия и т.д. Если считать американцев и европейцев, то график роста выглядит почти плоским и скорее всего спустя время он станет плоским по всем остальным странам, поэтому вопрос омолаживания юзеров становится острее.

Бесплатный интернет для бедных

Одна из идей Цукерберга по наращиванию аудитории — провести бесплатный интернет в бедных странах, причем так, чтобы для пользования им человеку пришлось бы зарегистрироваться на фейсбуке. В 2013 году был запущен проект Free Basics, который давал доступ к ограниченному списку сайтов. Можно догадаться что было дальше — если интернет тебе дали бесплатно, то соответственно читать ты будешь только то что нравится самому Цукербергу. Проект был обвинен в нарушении «сетевого нейтралитета» и забанен в Индии.

Кроме бедных стран фейсбук также пытается (безуспешно) проникнуть в Китай, где он запрещен с 2009 года. С тех пор Цукерберг учит китайский и всячески обхаживает власть этой страны.

Стартапы

Еще один способ разнообразить свою аудиторию — это купить целые платформы, в которых сидят те кого так не хватает на фейсбуке. В последние годы часть интернета распределилась по разным соцсетям с отличающимися форматами контента — инстаграм, снапчат, мессенджеры.

Сначала фейсбук пытался приобрести снапчат, но был послан. Позже он приобрел инстаграм и просто обогнал снапчат по популярности. Инстаграм стал главным источником прибыли фейсбука.

Таким же образом фейсбук приобрел Whatsapp, хотя долго его не монетизировал.

Но это еще не успех

Эти приемы помогли нарастить количество юзеров, но еще одна проблема заключалась в том, чтобы их удержать в будущем. Можно предположить, что для этого фейсбук пытается превратиться в американский аналог wechat, который включает в себя не просто соцсеть или мессенджер, а покрывает все сферы жизнедеятельности человека и заменяет юзеру весь остальной интернет.

Несколько лет назад фейсбук попытался внедрить чатботы для бизнесов в свой мессенжер, но эта функция не набрала особой популярности.

Libra — это еще одна попытка предложить юзерам что-то, что зацепит их. Цель не в том, чтобы заработать денег напрямую с этой криптовалюты, а поддерживать свою бизнес-модель, основанную на рекламе. Дело в том, что денежные транзакции в интернете совершают все и без этого никто не обходится, так что с помощью платежой системы можно вторгнуться в жизнедеятельность человека. Что и является одним из шагов фейсбука на пути к превращению в wechat.

Таким образом все потуги фейсбука направлены на повышение прибыли с рекламы, т.к. поменять источник дохода нелегко в бизнесе такого масштаба, и глядя на результаты вышеуказанных экспериментов, будущее фейсбука выглядит не оптимистичным. Либра, как криптовалюта, уже сейчас не вызывает ни у кого восторга из-за своей централизованности и потенциального контроля со стороны государства, Oculus Rift сделал намного меньше продаж, чем ожидалось (хотя с приходом 5G дела могут поменяться), а купленные стартапы наверняка также потеряют доверие к себе, когда до большинства дойдет, что эти приложения принадлежат фейсбуку.