Если ты еще не заказывал сайт у фрилансера или агентства, то тебе может казаться что этот процесс выглядит как-то так:
Найти разработчика -> Дать ему денег -> Получить сайт.

В реальности между этими тремя шагами появляются много дополнительных, т.к. нужно решиться с функционалом и выбрать технологии (CMS, стек и т.д.), разобраться почему кто-то просит $10 000, а кто-то готов сделать сайт за символические $100 и так далее.

В этой статье ты узнаешь что ты должен сделать со своей стороны, чтобы не получилось как тут:

Реши зачем тебе сайт и для кого он, определись с функционалом

Это очень простая и быстрая задача. Возьми листок и напиши: чего ты хочешь добиться с помощью сайта (продать что-то, подписать людей на рассылку, продвинуть свой сервис), как ты будешь добиваться этой цели (интернет-магазин, лендинг, блог и т.д.).

Реши, какой функционал нужен чтобы:

  • Показывать контент (страницы, блог, каталог и т.д.)
  • Обслуживать клиентов (чат, формы)
  • Конвертировать посетителей (корзина, форма заказа/подписки)

Также определись с дополнительными требованиями к сайту, например мультиязычность, подтягивание постов с соцсетей или возможноть оставлять комментарии. Насколько принципиально чтобы будущий сайт грузился быстро? Насколько важно чтобы контент легко читался и был простым? (Например, это важно если твои посетители в основном пожилые). Если ты уверен что большинство посетителей заходит с мобильного, то сделай на этом акцент при обсуждении проекта с фрилансером.

Стоит помнить, что для разных сайтов нужны разные технологии. Например, если ты хочешь лендинг или сайт-визитку, то для него не нужна система управления контентом (CMS), т.к. ты не будешь часто менять тексты на сайте. Для блога чаще всего используют WordPress. Для интернет-магазинов вариантов больше, например тот же WordPress, либо Opencart, Bitrix, Squarespace, для сложного сайта может даже потребоваться создать самописную CMS.

Реши как должен выглядеть сайт

Дизайн является задачей разработчика, но ты должен уметь объяснить как ты себе представляешь будущий сайт, либо подобрать примеры сайтов которые тебе нравятся. Пошерсти в интернете чужие примеры, создай мудборд с нравящимися цветами, картинками, типографикой и т.д. Хотя и надо понимать, что то что нравится тебе, не всегда является тем, что понравится твоим клиентам.

Накидай на бумаге примерный чертеж сайта со структурой страниц и шагов, либо просто майндмап.

Вайрфрейм
Майндмап

Подумай, сможешь ли ты сделать сайт самостоятельно

Если тебе не сильно принципиально чтобы сайт был профессиональным и имел уникальный дизайн, то его можно создать самостоятельно на конструкторе или CMS в зависимости от твоих технических навыков. Конструкторы чаще всего содержат блоки с готовым дизайном, которые нужно просто расположить где ты хочешь и украсить на свое усмотрение.

Для лендингов популярны Тильда, и Wix. Для магазинов — Shopify, Squarespace.

Если ты более-менее знаком с технологиями, то лучше установить свой WordPress и поставить туда готовую тему, адаптированную под твой случай, либо использовать визуальные конструкторы, такие как Elementor или Divi.

Определи, у кого ты будешь заказывать сайт

Агентство и фрилансер имеют свои плюсы и минусы. Например, агентство возьмет на себя все заботы создания сайта, так что ты сможешь расслабиться и ждать результата, но это обойдется намного дороже, т.к. агентству необходимо платить налоги и страховки за своих сотрудников. Фрилансеры обходятся дешевле, но некоторые из них имеют довольно узкую специализацию: кто-то сможет сделать только дизайн, а кто-то только разработку. Возможно тебе самому придется разбираться с хостингом и доменом.

Дополнительный плюс работы с фрилансером (или иногда минус) заключается в том, что ты общаешься с ним напрямую, тогда как в агентстве за коммуникацию отвечает отдельный специалист.

Кстати…

Я настоятельно советую не лениться и регистрировать домен на свое имя, т.к. отношения с агентством/фрилансером могут когда-нибудь испортиться, и домен останется у его законного владельца. А кому принадлежит домен, тому принадлежит весь твой бизнес.